ЮАРовские танки в Анголе и почему их применяли крайне редко."В 1987 году новые южноафриканские танки, действуя в Анголе против советских танков Т-62, проявили себя очень неплохо, превзойдя противника более качественным бронированием и пушкой." (с) юмористическая статья в Википедии.
В наличии у ЮАР было 87 танков "Центурион" Mk3 и 116 танков "Центурион" Mk5 из которых около 20 было преобразовано в БРЭМ. В начале 60-х годов, в ЮАР решили, что эти танки очень старые (да и вообще зачем танки, если есть такие хорошие колесные машины) и надо бы куда-то их продать. И продали в Швейцарию 100 штук, а на вырученные средства купили самолетов.
Но, на учениях уже в середине 60-х годов внезапно выяснилось, что наступательный потенциал армии уменьшился в 2 раза, кто бы мог подумать
. Также выяснилось, что из-за объявленого злобными империалистами из Британии, эмбарго на продажу вооружений, купить новых танков не получится. Но можно через другие страны купить запчасти, чем собственно и занялись, правда не очень удачно.
А тут как раз из Анголы ушли португальские империалисты и страна
обрела полную свободу удачно погрузилась в пучину гражданской войны. И хотя ЮАР и Ангола не имеют общей границы, но такая граница есть у Намибии (которая находилась под протекторатом ЮАР) и Анголы. И на волне независимости с помощью неравнодушных государств социалистического блока, из-за этой границы в Намибию начало заносить борцов за независимость из организации СВАПО.
Попытки ЮАР заменить собой ушедших португальцев в Анголе, не имели успеха, а только привели еще к большей напряженности в отношениях теперь уже с империалистами из США. С другой стороны стало понятно, что союзники базирующихся в Анголе борцов за свободу, наращивают их снабжение самым современным оружием. А ангольская армия, которую также не обделяли поставками вооружения, будет помогать им. Т.е. возникла явная перспектива крупных вооруженных столкновений с участием большого количества бронетехники, в том числе и танков.
И вот тут ЮАР пришлось быстро модифицировать оставшиеся Центурионы (около 30 штук) оснастив их новым двигателем и СУО (это был еще не совсем Олифант). Но, несмотря на то, что они изначально (в начале 80-х) входили в 61 механизированный батальон, который участвовал почти во всех операциях на территории Анголы, в бой они так и не пошли. Выяснилось что они потребляют очень много топлива (что создавало трудности со снабжением) и обладают значительно меньшей скоростью перемещения, по сравнению с другими подразделениями на колесных БТР и БМП. И вместо танков пришлось использовать Ратель-90, который не обладал такими недостатками.
В середине 80-х годов ЮАР и Ангола подписали мирные соглашения, и танки отправились на хранение.
Но работы по модернизации танков не остановились, а наоборот, в кооперации с Израилем достигли небывалых высот. У Иордании удалось купить около 200 Центурионов Mk3 разной степени годности, они и были использованы для создания нового танка. Который, по сути, являлся адаптацией израильской модификации Центуриона, под африканские условия. Также говорят, что ускорению работ значительно способствовал захват ЮАРовскими специалистами роты польских Т-55 и их совместное испытание вместе с Центурионами.
В результате, единственным "настоящим" танком в армии ЮАР во второй половине 80-х годов ХХ века, стоящим на вооружении и воевавшим, был танк Олифант Мк1А. В конце концов, после нескольких промежуточных вариантов модификация Мк1А имела следующий вид: 83-мм пушка была заменена на 105 мм, установлено современное СУО, ПНВ, новая система радиосвязи и заменен двигатель, трансмиссия и тормозная система. Расширен объем топливных баков.
К радости ЮАРовских танкистов выяснилось, что танку, в отличии от Рателя, не страшно самое суровое оружие которое есть у противника - ЗУ-23-2. А опасность представляют только РПГ-7 и Т-55.
Оценить совместные труды израильских и ЮАРовских танкостроителей которые не пробиваются 23 мм снарядом
Несмотря на все успехи танкостроения ЮАР и уверенные заявки на уничтожение десятков танков от ангольско-кубинских пилотов, первые танки ЮАР перебросила в Анголу только в ноябре 1987 года. Судя по всему, ранее перебросить танки мешал экономический кризис (правительство не выделяло денег на такие сомнительные операции), отягощенный сложностями логистики - танки надо было везти из самой ЮАР в передовые базы в Намибии, а потом еще и как-то пробираться на них к полю боя в Анголе. Суммарно путь проходил почти через треть Африки. Еще выяснилось, что на коварных ангольских грунтах, траки очень быстро стачивались и требовали регулярной замены (непонятно почему траки Т-34 и Т-55 не стачивались столь быстро
), что еще больше усложняло процесс.
Таким образом, поучаствовать в завершающем этапе операции "Модулер" приехал только один эскадрон Е танкового полка (12 танков).
В это время у противника было:
1) Некоторое количество Т-34-85, уцелевших после баталий предыдущих годов, которые использовались для охраны тыловых баз.
2) Около сотни Т-55 (но примерно половину уже благополучно потеряли), которые составляли основную ударную силу танковых рот и тактических групп (так назывались отдельные танковые батальоны, судя по всему двух-трех ротного состава).
3) А также, уже плыли в Анголу на параходах интересные модификации Т-55АМ, которыми ангольцы будут усеивать саванну уже в самом конце войны, в 1988 году.
Несмотря на то, что Олифанты прибыли уже к моменту
бегства отступления ангольских войск, им пришлось сразится с единственной оставшейся боеспособной ангольской бригадой.
В результате чего один Олифант лишился катка и был эвакуирован. Ангольцы лишились почти всех танков и тоже начали отступать вслед за другими бригадами.
Но в большей степени это была не заслуга приехавших танков, а скорее результат осторожных действий военных ЮАР и УНИТА, и крайне умелых действий ангольской стороны.